WINGCHUN

wingchun

 

Тибетская система летоисчисления и линии передачи астрологической традиции.


Институт Тибетской медицины и астрологии «Мен-Ци-Кханг» в Дхарамсале (Индия).
Для начала, давайте определимся в понятиях. Следует сказать, что таких терминов как тибетская, монгольская, непальская и т.д. астрология в буддийском мире не существует. Есть одно понятие - буддийская астрология, которая делиться на традиции и школы. По моему мнению, такие названия возникли (видимо с подачи европейских исследователей востока) согласно их территориальной принадлежности, что не отражает исторической миграции буддийских астрологических традиций. Возможно по этой причине у европейцев и появились понятия (которые сейчас часто используются): «Тибетская астрология», «Монгольская астрология» и т.д.

Немного истории…
   Буддийская астрология берет свое начало из древней Индии, когда по преданию Будда Шакьямуни передал учение Калачакры царю Шамбалы Сучандре, а он записал на санскрите в очень большой Тантре (12000 стихов). Это учение известно всему миру под названием Калачакра Тантра или «Коренная тантра Колеса Времени» (dus 'khor rtsa rgyud), которое рассматривает человека (микрокосм) в единстве с внешним миром (макрокосмом). Оно делится на три основных раздела: внешний, внутренний и тайный.1
Трактат «Коренная тантра Колеса Времени» был изложен самим Буддой около двух с половиной тысяч лет назад, и только в 1027 году часть данного буддийского трактата была переведена с санскрита на тибетский.2
    Начало своей государственности и летоисчисления сами тибетцы относят к 127 г. до н.э., то есть отсчет начался с так называемого «Царского года» (bod rgyal-lo), в котором (согласно летописям), первый царь династии Ярлунг (Yar-klungs) пришёл в центральный Тибет из Северного индийского царства Магадхи. Его назвали Ньятри Ценпо (gNya’-khri btsan-po) и сочли посланником неба.
   Пропуская подробности смены царских династий в Тибете и другие хронологические события, обратим внимание на 1027г., в котором тибетское летоисчисление подвергается колоссальной реформе. За основу была взята астрологическая система Калачакра Тантра, которая используется и по сей день.

Китайская и тибетская система летоисчисления.
  Как и в индуистских системах, в Калачакре для подсчёта лет использовался 60-летний цикл Юпитера - каждый год в нём имел свое название. Этот цикл называется Рабджун (rab-byung) или «важный» цикл, – по названию первого года в этом цикле. До реформы календарной системы (1027г.), в Тибете преобладала китайская система летоисчисления на базе 60-ти летнего цикла (drug-cu skor). Этот цикл базировался на взаимодействии 12 животных и 5 Элементов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода).
   Китайская традиция3 не исчезла (хотя и была отодвинута на второй план) с приходом астрологической системы основанной на Калачакра Тантре. Этот цикл тибетские астрологи решили принять наряду с китайским.
Когда 60-летний «важный» цикл Калачакры был сопоставлен с китайским 60-летним циклом стихий и животных, 1027 год не совпал с началом китайского цикла.4 Китайский цикл всегда начинается с года Дерево - Крыса (1024г.), а 1027 год пришёлся на четвёртый год этого цикла, то есть – Огонь - (жен.) Заяц. По этой причине тибетский 60-летний цикл начинается с года Огонь - (жен.) Заяц и цикл двенадцати животных начинается с Зайца, а не с Крысы.

Таблица соответствия Китайского и Тибетского циклов летоисчисления.5

КИТАЙ ТИБЕТ
62 цикл:
1024 (Дерево - Крыса) - 1083 (Вода - Свинья)
1 цикл:
1027 Огонь - (жен.) Заяц - 1086 Огонь - (муж.) Тигр
63 цикл:
1084-1143
2 цикл:
1087-1146
.................. ..................
77 цикл: 1924-1983 16 цикл: 1927-1986
78 цикл: 1984-2043 17 цикл: 1987-2046

   С этого времени в Тибете стали использовать два совмещённых 60-ти летних цикла, один из которых Рабджун (rab-byung) был заимствован из Индии, а другой цикл (drug-cu skor) - из Китая.
Первый год первого Рабджуна (60-летнего цикла тибетского календаря) считается официальным годом появления Калачакры в Тибете и первым годом тибетского летоисчисления. После объединения цикла Калачакра и Китайского 60-ти летнего цикла стихий и животных, тибетцы получили возможность продолжить использование Китайских названий годов безо всяких смещений. Таблицу Рабджунов можно посмотреть здесь≫
   Хотя первый «важный» 60-летний цикл начался в 1027 году, календарь Калачакры не был узаконен в Тибете вплоть до второй половины XIII века. Тем не менее, многие по-прежнему обозначали год, используя название стихии и животного (это популярно и до сих пор), – а не название года в «важном» цикле. При этом математические вычисления для календаря были взяты из системы Калачакра.

Линии передачи астрологической традиции.
  В наши дни есть две основные группы линий передач тибетской астрологии и астрономии: Цурпху и Пхугпа. В основе первой – комментарии к Калачакре, написанные в начале XIV века Третьим Кармапой Ранджуном Дордже в монастыре Цурпху. Эта линия учений присутствует исключительно в традиции карма-кагью. Для определения положения Солнца и Луны в ней применяется краткая система вычислений, а для определения положения планет – полная. От системы Цурпху произошла система вычислений Чатухпитха-Калачакра. Её основал Другчен Пемакарпо в конце XVI века. Так как эту систему используют в традиции другпа-кагью, а также в Бутане, иногда её называют бутанскими вычислениями. В них объединён материал из «Калачакра Тантры» и «Чатухпитхи» («Тантры четырёх тронов»). Главное отличие между этой системой и системой Цурпху в том, что в ней вычисленный день недели считается уже прошедшим, а не текущим. Традиция дрикунг-кагью, напротив, следует системе, объединяющей традиции Цурпху и Пхугпа.
  Систему, или линию передачи, Пхугпа начали в XV веке три мастера: Пхугпа Лхундруб Гьяцо, Кхедруб Норзанг Гьяцо и Цанчунг Чодраг Гьяцо. Основанная на линии передачи учения Бутона (великого комментатора «Тантры Калачакры») - мастера XIV века из школы сакья, она уделяет особое внимание восстановленной полной системе математических вычислений. В тексте «Белый Берилл» середины XVII века Деси Сангье Гьяцо вносит поправки в традицию, представляя полную систему для календаря и альманаха, а также для того, чтобы включить в альманах данные из краткой системы, используемые для вычисления затмений. Традиции гелуг, сакья, ньингма и шангпа-кагью следуют линии передачи Пхугпа, как и российские калмыки. Таким образом, это наиболее распространённая астрологическая система.
   Обширный китайский стиль, или жёлтые вычисления, получил развитие в обоих системах – Пхугпа и Цурпху. Когда Пятый Далай-лама в 1652 году отправился в Китай (по приглашению первого маньчжурского императора династии Цин), он видел в императорском дворце в Пекине записи и документы, составленные в соответствии с традиционным китайским календарём и астрологической системой. Впечатлённый увиденным, он попросил своего переводчика Мергена Качупу составить об этом заметки. Вернувшись в Тибет, Мерген Качупа написал об этих обширных вычислениях в китайском стиле 13 томов. Тексты были сокрыты во дворце Далай-ламы (Потала) и никогда не использовались. В упомянутом выше тексте Деси Сангье Гьяцо (регента Пятого Далай-ламы) жёлтая система не упоминается. Тем не менее, основателем этой астрологической и календарной традиции считают Мергена Качупу.
   В XVIII веке тибетцы снова стали интересоваться китайским календарём и китайской астрологией. Этот интерес особо поощрялся маньчжурским императором Китая Цянь Луном. Из традиции Цурпху маньчжурский императорский двор посетили Двенадцатый Кармапа, а позже и Восьмой Тай Ситу; при их поддержке появились новые переводы. В линии Пхугпа наибольший интерес проявляли мастера школы гелуг северо-восточной тибетской провинции Амдо, особенно из Астрологического колледжа монастыря Лабранг Ташикьил. Они также перевели много трудов. Внутренняя Монголия следует этой линии передачи.



Монастырь Лабранг Ташикьил - один из шести ведущих монастырей ордена «желтошапочников» (Гелугпа). Основан в 1709 году Джамьянг Шэпой Нгавангом Цондуем, учеником Пятого Далай-ламы.





Молитвенные барабаны у стен монастыря Лабранг.


   Сокращённая версия жёлтой системы появилась в тексте, написанном Чендзо Сунграбом в начале XIX века в школе Пхугпа Центрального Тибета. На основе записей Гена Лодро Гьяцо профессор Джампа Гьялцен Дэгтон составил в 80-х годах XX века систему, которая в наши дни используется в Тибетском институте медицины и астрологии в Дхарамсале (Индия). Институт медицины и астрологии в Лхасе (Тибет) пользуется системой, недавно составленной Цетеном Шабдрунгом и Муге Самтеном.



Профессор Джампа Гьялцен Дэгтон (1939-1997)


   Жёлтая система применяет основные вычисления календаря Калачакры и этим полностью отличается по своей структуре от классического китайского календаря. Тем не менее, метод добавления двойных месяцев в этой системе очень похож на используемый в китайской системе, хотя совпадает с ним не во всём. В отличие от других тибетских и индийских систем, которые удваивают и пропускают даты лунного месяца, календарь, составленный с помощью обширных вычислений в китайском стиле, например с помощью китайских вычислений, не имеет таких особенностей. Каждый месяц состоит из 29-ти или 30-ти дней, последовательно пронумерованных, число которых определяют в соответствии с несколькими традициями вычислений. Даты начала каждого месяца не всегда, но чаще всего совпадают с датами в классическом китайском календаре или в системах Пхугпа или Цурпху.
   Есть ряд отличий между традициями Пхугпа Внутренней Монголии и Центрального Тибета, например в удвоении месяцев. Календарь Внутренней Монголии составлен в соответствии с системой жёлтых вычислений, тогда как альманахи традиции Пхугпа Центрального Тибета лишь приводят данные этой системы. В основном жёлтые вычисления применяются для составления прогнозов «Земляного быка», касающихся погоды, урожая и общих условий года.
   Монгольская система летоисчисления берет свое начало из монастыря Кумбум, и по своей сути является китайской астрологией, выращенной в лоне тибетского буддизма. Именно по этой причине, некоторые востоковеды говорят о Зурхай как о ветви тибетской астрологической традиции. Так же, об этом говорит и то, что все монгольские календари и астрологические трактаты написаны на тибетском языке. Факт китайско-тибетского происхождения монгольской астрологической традиции подтверждает главный астролог Монголии Лувсан Тербиш (на что он прямо указывает в своих работах).



Монастырь Кумбум Джампа Линг (sKu-‘bum Byams-pa gling) был основан в 1583 году Третьим Далай-ламой Сонамом Гьяцо в провинции Амдо на том месте, где родился основатель традиции гелуг Цонкапа (1357–1419).





Монастырский Институт Тантры.


   Халха-монголы из Монголии, а также из Бурятии и Тывы (Сибирь) следуют разновидности традиции Пхугпа, известной как Новый геден или Новая положительная линия. Традицию начал в 1786 году Сумпха Кхенпо Еше Пелджор – монгольский мастер астрологии и медицины из Амдо. Эта система основана на комментариях XV века к Калачакре, написанных Кхедрубом Дже. Большинство вычислений опирается на те же правила, что и вычисления системы Пхугпа; расчёт 60-летних циклов также совпадает. Тем не менее, хотя 60-летний «важный» цикл начинается с года Огонь - (жен.) Заяц, за исходную точку вычисления 60-летнего периода принимается год Огонь - (муж.) Лошадь – сороковой год цикла, т.к. в этот год родился Будда Шакьямуни. Именно это делает монгольский календарь особенным.
   Бонская астрологическая система называется «чистые вычисления трёх исследований». Хотя бонпо считают свою систему самой древней (предшественницей буддийских систем), но в письменной форме она была упорядочена только Конгтрулом Джигме Намкхой Дордже (1880–1953 гг.). Эта система содержит внешние, внутренние, тайные и самые тайные вычисления. Внешние и внутренние соответствуют традиции Пхугпа, за исключением очень незначительных расхождений и немного отличного подхода к некоторым вычислениям. Тайные и самые тайные содержат более точные вычисления, чем внешние и внутренние. Бонский календарь в точности совпадает с календарём Пхугпа.
   Отличия между тибетскими системами проявляются более отчетливо в том, как лунный календарь соотносится с солнечным. Чтобы это понять, нам следует рассмотреть тибетский календарь, который главным образом произошёл из «Калачакра Тантры».

Лосар (lo-gsar).
   Теперь, о дате наступления Нового года (тиб. Лосар, монг. Цагаан Сар). Существуют две традиции празднования буддийского нового года: индийская (основанная на трактате Калачакра Тантра) и китайская. Несмотря на то, что обе системы весьма схожи, они иногда имеют разные даты наступления нового года.
   Оба календаря являются лунно-солнечными. Календарь называется лунно-солнечным, потому что по фазам луны измеряются лунные сутки и месяцы, а по солнцу определяется количество дней в году. Лунно-солнечный календарь, как и григорианский, содержит 365 суток в году (время оборота земли вокруг солнца). Но месяц измеряется лунными сутками и содержит ровно тридцать лунных дней (время, через которое повторяются фазы луны). Отсюда возникает проблема: лунный месяц «несоразмерен» с солнечным годом. Если 365 солнечных дней разделить на 30 лунных суток, то получим 12 месяцев и несколько дней. Следовательно, возникает вопрос, куда отнести лишние дни лунных суток?
   Китайская система решила эту проблему путем уменьшения количества лунных суток в месяце, то есть, в китайской традиции год соответствует 365-ти суткам, но в месяце бывает 28 или 29 лунных дней, что может не соответствовать фазам луны.
   В индийской традиции лунный месяц содержит ровно 30 лунных суток, не отступая от естественных фаз луны. Это значит, что 1-ому лунному дню обязательно соответствует новолуние, а 15-ому – полнолуние. Но при этом, каждые несколько лет будет образовываться дополнительный 13-ый месяц, яркий пример тому - 2010 год (удвоенный 11-й месяц).
   Как мы видим, оба календаря являются лунно-солнечными, и каждый из них решает проблему дополнительных дней своим способом: китайская система просто убирает лишние дни и поэтому лунные дни могут не совпадать с фазами луны, а индийская система строго следует лунным суткам, и решает проблему лишних дней, образуя тринадцатый дополнительный месяц каждые несколько лет.
   Именно индийский календарный цикл является основным в современном буддийском мире, поскольку все значимые события, такие как празднование дня рождения Будды Шакьямуни, Поворот колеса Учения и т.д. высчитываются по нему. Далее эти даты просто проставляются в календаре китайской традиции. По этой причине нет различий в праздновании знаменательных дат в астрологических календарях различных традиций.Например, согласно индийскому календарному циклу 15 июня 2011 года отмечают день рождения и просветления Будды Шакьямуни. Если вы посмотрите в монгольский календарь, то увидите, что все монгольские монастыри будут встречать этот праздник в тот же день. Потому, что монгольские астрологи, в вычислении буддийских праздников следуют индийскому календарю, и все знаменательные даты просто переносят в календарь китайской традиции. Именно поэтому индийская астрологическая система является основной для всего буддийского мира, и даже китайский календарь опирается на него.
   Принимая во внимание всё вышесказанное, думаю, что теперь понятно, почему в Монголии и Бурятии традиционная дата празднования Цагаан Сара выпала на 3 февраля 2011 г., в то время как в Тибете Лосар в этом году праздновали 5 марта 2011г.

Информация о главных тибетских астрологических традициях:
  • Пхуглуг (Рhug Lugs, традиция Пхугпа). Это традиция тех, кто следовал астрологическим текстам Пэкар Жалунга (Рad dKar Zhal Lung), дополнительным текстам написанным Кедрубом Норзангом Гьяцо (1423-1513) и Пхугпа Лхунтруп Гьяцо.
  • Цурлуг (mTshur Lugs, традиция Цурпху). Традиция последователей астрологической литературы написанной Цурпху Донтруб Одзером.
  • Пхуглуг Друбци (Рhug Lugs Grub rTsis). Это более поздняя астрологическая традиция основанная на текстах Вайдурья Карпо (Ba'i Dur dKar Рo) Деси Сангье Гьяцо и Ньиндже Нангва (Nying Byed sNang Ba) Минлинг Лочена.
  • Цурлуг Друбци (mTshur Lugs Grub rTsis). Эта традиция основана на тексте Ньеркхо Бумзанг (Nyer mKho Bum bZang) Нгелег Тендзина.
При написании статьи использованы следующие материалы:
  • А.Берзин «Тибетская астрология и астрономия. История и тибетский календарь». Дхарамсала, Индия, 1986 г.
  • Тулку Тхондуп Ринпоче «Развитие Буддизма в Тибете».
  • Б.И.Кузнецов «Древний Иран и Тибет. (История религии Бон)». Издательство «Евразия», 1998.
  • Philippe Cornu «Tibetan astrology» Shambhala Publications, Inc., 2002.
  • Статья с сайта Буддизм в Калмыкии «О традиционных датах празднования Цаган Сара».


С уважением, Евгений.

21-й день первого месяца Зимы,
25-й год XVII Рабджуна.



Вопросы и пожелания, по данной статье, можно написать здесь≫.
Примечание:
1 На внешнем уровне Калачакра Тантра описывает устройство и происхождение мира, космологию, астрономию и астрологию. На внутреннем – анатомию, физиологию, медицину, а также движение энергий в теле человека. На тайном уровне данное учение раскрывает йогические практики, которые позволяют человеку достичь единства и гармонии со всей вселенной.
2 Полностью на тибетский язык данный трактат никогда не переводился. Был переведен лишь раздел, описывающий процедуру посвящения (dbang mdor bstan), кроме того, некоторые его фрагменты цитируются в других тибетских текстах. То, что сегодня называют Калачакратантрой - это более краткий текст (1047 стихов), составленный позднее восьмым царем Шамбалы Манджушрияшьей (тиб. 'jam dpal grags pa) на санскрите и полностью переведенный на тибетский язык.
3 До нас дошли трактаты по китайской астрологии таких тибетских авторов как Шераба Ченпо, Третьего Кармапы Ранджуна Дордже (1284-1339) и т.д. До настоящего времени данную систему используют последователи школы Кагью, монахи монастыря Кумбум, а также некоторые тибетские и монгольские народы.
4 Поскольку Китайский 60-ти летний цикл является замкнутой циклической системой, то любой год из этого цикла может быть выбран как год для начала отсчета.
5 Из-за разницы в три года текущий тибетский 17-й цикл начался в 1987 году, тогда как текущий китайский 78-й цикл – в 1984 году.




К началу страницы